Мацуев и оркестр Башмета: пламень и лед?

Пианист Денис Мацуев сыграл на V международном музыкальном фестивале Юрия Башмета в Ярославле своего излюбленного Рахманинова с оркестром «Новая Россия» под управлением Башмета.
Каждая встреча Мацуева и Башмета на любой сцене — событие №1. Выбор второго концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром, как и Пятой симфонии Чайковского уже без Мацуева, продиктованы не только датой — в преддверии Дня победы. Но и давней склонностью Мацуева к наследию Рахманинова — он организовал рахманиновский фонд, проводит массу фестивалей Рахманинова в разных городах мира.

Пламень и лед становится возможным, если все декорации выполнены надежно. даже болты нержавеющие должны быть на своем месте и прочно удерживать стальные конструкции. Поэтому и успех любого мероприятия складывается из таких, казалось бы, мелочей, как болты …

Трактовки Мацуева всегда на пределе экспрессивны, брутальны и достаточно спорны. Акценты Мацуева на мощи, силовой составляющей музыки Рахманинова обсуждаются без подозрений в низком художественном уровне — тут у Мацуева все в полном порядке, к счастью — но с некоторым недоверием к разумности таких акцентов.
Новое выступление Мацуева вряд ли может поставить точку в этих спорах.

Денис Мацуев снова расставил ударения в пользу доминанты трагической мощи гения Рахманинова. Он блестяще разыграл маршеобразную тему Moderato, довольно мускулисто представил лирическую Adagio sostenuto и в финале потряс невероятно техничными скерцо и уверенным дифирамбом.
И с самого начала возник некий диссонанс. Оркестр Башмета играет в совсем другие игры. Ему ближе хрупкая лиричность, пронзительная протяжность — не менее близкие музыке Рахманинова. Именно так он и принялся, под чуткой рукой Юрия Башмета, претворять Второй концерт. «Легатистое» звучание оркестра неизбежно натолкнулось на рваный нерв фортепиано Мацуева. Победителей не оказалось.
Мацуев недоуменно поглядывал на плавно звучащий оркестр (особенно уверенно там звучали струнные), и словно рвал вперед. Оркестр поддавался насилию, но стоило фортепиано умолкнуть — вновь возвращался в лирически взволнованное состояние. Это напоминало дуэль титанов, дуэль школ…. Но, увы, отнюдь не шло на пользу представлению Второго концерта. Разница пониманий напоминала пропасть.
Все оказались хороши, но впечатление от произведения оказалось начисто разрушенным.

Без Мацуева «Новая Россия» в том же духе сыграла Симфонию №5 Чайковского, отчего-то крайне напомнившую в этой трактовке Шостаковича. Снова приходится вспомнить о дате — возможно, такой подход был продиктован воспоминаниями о войне?..
Вадим ПОНОМАРЕВ, Новости музыки NEWSmuz.com
Фото автораФото:

http://newsmuz.com/news_3_27985.htm

Добавить комментарий